17\01\13

Тема: "Введение в бизнес-планирование".

Роль, место и значение бизнес планирования в управлении организациями (предприятиями).

Планированиецентральное звено управления всей системы хозяйственного механизма.

Планирование, административное управление и контроль, за деятельностью. В зарубежной практике называют одним понятием – менеджмент. Планирование – составной элемент механизма хозяйствования и форма государственного воздействия на экономику. Современная экономическая ситуация в РФ связанная с переходом к рынку диктует хозяйствующим субъектам новый подход к внутрифирменному планированию. План является руководством к действию, управлению, исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективного развития, обоснования финансового оздоровления предприятия,  реальности возврата полученных кредитов. План сегодня необходим, не только средним, но и малым предприятиям. Хозяйствующие субъекты сегодня вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы эффективное использование.

Бизнес-планирование – специфический метод планирования хозяйственной деятельности связанный с процессом разработки бизнес-плана.

Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Определение и обоснование конечных и локальных целей, разработка программы их реализации – сущность бизнес-планирования на предприятии.

Сущность и структуры объектов планирования.

·        Полнота планирования, то есть степень охвата планированием всех подразделений.

·        Непрерывность планирования.

·        Гибкость планирования, то есть возможность оперативной корректировки плана.

·        Возможность контроля за выполнение плана.

 

Возможность и необходимость планирования в условиях рынка.

Современная экономическая ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от четкого представления того, чего намерен добиться бизнес. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рынка без тщательно продуманного бизнес плана. Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства, как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а так же, как информация для государственных управляющих органов (министерств, ведомств, комитетов).

 

05\02\13

Инвестиционный бизнес-планв этом плане должны быть четко прописаны направления использования инвестиций (новое строительство, реконструкция). В инвестиционном бизнес плане должны быть учтены главные интересы кредиторов: возврат инвестиций в установленный срок и своевременная уплата процента. Многие банки и инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес планов.

Бизнес-план финансового оздоровления – составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. К такому предприятию обычно в период наблюдения или внешнего управления находят кредитора. Этот бизнес план проходит достаточно длительный период согласования с кредиторами и собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес плана, методика его составления должны быть утверждены "Федеральным Управлением" по делам о несостоятельности (банкротстве).

Бизнес-план для получения кредитов – его цель пополнение оборотных средств, предприятия или реализация широкомасштабных проектов развития действующего предприятия действующего производства.

 

 

 

07\02\13

Тема: "Стратегическое планирование".

Понятие, экономическое содержание стратегического планирования.

Стратегическое планирование – особый вид планирования, связанный с разработкой стратегических решений в форме прогнозов, проектов и планов, реализация, которых во многом обеспечит эффективную деятельность хозяйствующих субъектов и быструю их адаптацию к изменяющимся внешним условиям.

Характерные черты стратегического планирования:

·        Устремленность на среднесрочную и  долгосрочную перспективу.

·        Ориентация на решение ключевых определяющих целей для планируемого объекта.

·        Органическая увязка наличия целей с объемом и структурой ресурсов, необходимых для реализации целей.

·        Учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов.  

·        Способность хозяйствующего субъекта предвидеть изменения внешней и внутренней среды и приспособиться к ним.

Понятие стратегий, целей. Цели организации.

Стратегическое планирование призвано обеспечить долгосрочную результативность деятельности хозяйствующего субъекта.

Стратегия – оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют достигнуть намеченных целей предприятия (глобальных и локальных).

В условиях рынка в РФ действует стратегия диверсификации производства, которая включает:

·        Диверсификация капитала – т.е. размещение, распределение денежных средств между различными объектами вложений, с целью снижения риска потери капитала или доходов от него.

·        Диверсификация горизонтальная – расширение ассортимента товаров за счет новых товаров-аналогов для повышения интересов к товару.

·        Диверсификация концентрическая – стратегия выпуска новых товаров в дополнение к существующим.

·        Диверсификация валютных резервов – распределение их между различными банками и различными свободно конвертируемые валюты.

·        Диверсификация экспорта – распределение экспортных ресурсов страны между большим числом стран-потребителей.

·        Диверсификация рабочих мест – имеется в виду поощрение малых предприятий, где создаются рабочие места.

Процесс формирования стратегий

Осуществляется в определенной последовательности и включает следующие этапы:

1.     Формирование общей стратегии предприятия. Имеет место ряд вариантов общих стратегий:

1)    Стратегия стабильности – сосредоточение  всех ресурсов на существующих направлениях бизнеса и их поддержка.

2)    Стратегия роста – увеличение, расширение бизнеса через проникновение  и захват новых рынков.

3)    Стратегия сокращения – выживание предприятия под угрозой

2.     Формирование конкурентно-деловой стратегии.

3.     Формирование функциональных стратегий.

После формирования общей и конкурентной стратегии предприятия, формируют функциональные стратегии:

1.     Производственная стратегия.

2.     Маркетинговая стратегия.

3.     Финансовая стратегия.

4.     Стратегия управления персоналом.

Каждая функциональная стратегия подробно отражается в соответствующих разделах бизнес-плана.

Этапы выработки стратегии:

1.     Формирование целей фирмы.

2.     Оценка и анализ внешней и внутренней среды.

3.     Разработка альтернативных стратегий и выбор оптимальных.

4.     Оценка и корректировка стратегии.

 

Ситуация № 1.

Типография издает газеты. Цены на бумагу и краски к началу очередной подписки выросли в два раза.

Если значительно повысить цену на газеты, то подписчики переключатся на другие издания или сократят подписку на любые газеты вообще.

Ситуация № 2.

Предприятие начинает производить новый лак на строительства, который более долговечен, чем имеющиеся на рынке.

Известно, что конкуренты через месяц выбросят на рынок аналогичные по качеству лаки.

 

По предложенным ситуациям сформулировать цели хозяйствующих субъектов придерживаясь этапов выработки стратегии.

Конструктор сайтов - uCoz